Индустриальный туризм - Зейская ГЭС

Форум: Путешествия

Аватара пользователя
wd
Он живет тут
Сообщения: 6670
Зарегистрирован: 26 июл 2006, 14:26
Откуда: Ха
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 90 раз
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение wd » 02 май 2008, 22:52

Отдохнули с дороги, выспались, можно и впечаления "утрамбовать".

К отъёзду состав группы включал девять с половиной человек и четыре машины. Причём самые маленькие машинки оказались больше всех нагружены =) У меня в Jimny трое (я с женой, и мама напросилась, всё равно в отпуске), Петр, тоже на Jimny, с женой и малышом, Роман +1 на Hilux и Павел с супругой на Carib. Машины довольно разные, ну и ехали мы, как впоследствии получилось, разными дорогами.

Встретились 27.04 в пять утра на АЗС перед мостом, Петя перекинул в кузов пикапа пару лишних колёс, которые к нему с трудом помещались. Его подтолкнули к такой предусмотрительности знакомые, которые "в курсе". Остальные участники понадеялись на штатные запаски. Раздача и настройка раций 433, построение и - вперёд!

Изображение

На мосту, видимо от нечего делать, нас всех решили тормознуть и проверить документы и соответствие номеров. Я впереди, сначала меня. Документы в норме, "откройте капот". Табличку показал, инспектор посмотрел, и шарит, шарит чего-то под капотом. "А кузова-то где номер?" - "Под колесом задним." - "??!" - "На раме." - "У этого ещё и рама есть? :shock: " Идёт с фонариком, смотрит. Машина мытая только сверху 8) поэтому мне отдают документы со словами "ну, в другой раз, когда почище будет". Подходит к Пете, "у вас тоже рама?" :lol:

Дорога в ЕАО неплохая, до Смидовича ещё туда-сюда, асфальт просел местами. Дальше до поворота на Бирик отличная. Подкрадываюсь к посту, перекрёсток большой, всё видно. Тихонько проезжаю - остальных "попросили остаться". Ну я тихонько поехал вперёд, удивляясь дороге и надеясь, что она такая надолго... Поймал себя на том, что на спидометре как-то незаметно стрелка доползла до 130... Это на джимнике-то! Подождал - нету... Разворачиваюсь, вскоре вижу остальных. Не снизили как положено скорость перед постом, налипли на радар. Оплатили проезд по федералке :roll:

Дорога в объезд Биробиджана не закончена - вскоре началась просто отсыпанная - но то, что есть, отменного качества. Никогда по таким не ездил ещё. Асфальт как стекло, положен по струночке, разметка свежая, отбойники светятся... Максимум, который удалось выдавить из своего кирпича - чуть больше 135, до 140 не дополз.

Изображение

Дальше дорога в общем-то приличная, асфальт старый и весь в выбоинах, но терпимо. Чередуется кусками отсыпки, по которой можно ехать в среднем 50 км/ч. Невысокие перевальчики. Едем, болтаем, обгоняем... Обгоны с радиосвязью - милое дело. Первым прохожу одну или несколько машин, докладываю что свободно, и спокойно уходим вперёд. На грунтовке Пётр с Романом отрываются, они могут себе позволить. Да и на скорости менее 70 Хайлюкс начинает резонировать :?

Голос по рации: "эта, имейте совесть, у меня один бак уже пустой, второй полный". :evil: Съезжаем с дороги, кто-то заправляется из канистр, кто-то позже в Облучье.

Изображение

Чуть заморили червячка и понеслись дальше. Не помню точно, где - фотографии в дороге не делали, "ехать надо" - на перевалах стояли таёжные ели со снегом на лапах... Обратно этот кусок ехали ночью, после дождя - не было уже. Сейчас жалеем, что не остановились и не щёлкнули пару видов.

Долетели до Новобурейска, на стелле нас с Карибом уже поджидали более быстрые товарищи. Основательно перекусили, наделали фотографий, и поехали. Церквушка (часовня?) неподалёку, похоже, не просто так стоит, действующая.

Изображение Изображение Изображение

Поехали прямо, по федералке. "Дорогой", "трассой Амур" её никто не называет, все - "федералка". Да потому, наверное, что сложно это дорогой назвать =). Вскоре покрытие портится, отсыпка крупнеет, из неё исчезает грунт, остаются одни крупные камни. Хайлюкс и второй джим вышли на глиссирование и унеслись вперёд, мы же с Карибом понемногу "троллим", жалея машины и пассажиров. Терпение лопается, останавливаемся - тем более что в кармашке уже стоит перегонщик и голосует. "Скточ есть? Грузовик встречный удружил..." На новеньком Cube самое заднее боковое стекло - мелкой крошкой и, того и гляди, высыпется. Находим, Он укрепляет, мы решаем как быть. Дорога невыносима, ползти ещё медленнее никакого желания, а нестись - возможности нет. Перегон говорит, что через Благовещенск дорога ещё хуже. Сомневаясь в его компетентности и опираясь на опыт бывалых товарищей, решаем доползти до Завитинска и выйти на Благовещенск, в объезд. Поплутали немного в деревне, и покатили. Дорога отличная. Скидываю SMS второй группе, что мы отклонились от курса. Не зря - После выезда на трассу Райчихинск-Благовещенск поехали очень весело, вернулся оптимизм, утраченный было за долгие километры скальника.

Лирическое отступление. Как гласят плакаты, установленные вдоль всей федералки, генеральным подрядчиком строительства дороги "Амур" является некое ЗАО "Асфальт". Периодически попадаются ответвления типа "ЗАО АСФАЛЬТ - карьер песка", или щебня, или скального грунта, откуда вереницами выезжают русские и китайские Камазы. Дорога строится, работа кипит... но как-то неубедительно :( .

Долетели с Пашей до Благовещенска, пассажирки наши наши дорогой довольны, пейзажами тоже. Заправляемся, проходим город - заблудиться там невозможно, две прямых и один поворот - и уверенно двигаемся по хорошему асфальту в Свободный. Связь с товарищами, они ищут переправу через Зею в районе Введёновки, чтобы тоже выйти на Свободный (ориентируются по электронной карте и GPS). Решаем встретиться там. К тому времени, пока мы добрались до Свободного, они уже уехали в Шимановск по федералке. Мы рассматриваем на карте другую дорогу до Шимановска, отмеченную "усовершенствованным покрытием". Едем по ней, мимо космодрома "Свободный". Вечереет, дорога абсолютно пустынная, хоть и неплохая. По мере наступления темноты и бесконечности дороги (космодром остался далеко позади) наступают некоторые сомнения, а туда ли мы едем. Указателей практически нету, да и поворотов - тоже, почти совсем. Решаем оставить в баках топлива на обратный путь, и если что - вернуться. Сотовой связи, конечно, нет. Темнеет, еловые лапы подступают всё ближе, на дороге попадаются поваленные деревья. Пусть и попиленные до одной полосы, но сомнения в том, что дорога жива и ведёт к людям, всё крепче и крепче. Наконец-то попадается поворот на какую-то деревню, и указатель "Шимановск 20", выплывший из темноты, успокаивает. В Шимановске под недалеко от развязки встречаемся, и объединившимся составом выезжаем на федералку.

Следующая сотня километров далась нам очень нелего. Отвратительная дорога из щебня, скорость порой едва под 20 км/ч, очень слабо развитая инфраструктура, пейзаж, ограниченный ближним свето фар (дальний освещал только пыль)... Кариб упылил вперёд, я же разогнаться не мог, быстрее - трясло невыносимо. Всё это ужасно убаюкивало, благо, грунтовка широкая и столбики хлипкие - в полудрёме пересчитывал, благо, скорость невелика. Ну да рано или поздно всё плохое кончается, вот и долгожданый поворот на Зею. Товарищи стоят сразу после поворота, с выключенными огнями - спят. Тихонько подъезжаю, мы тоже засыпаем.

...продолжение следует...

Реклама в интернет
Реклама на сайте
,
Рекламное агентство Хабаровска
Аватара пользователя
kwife
Модератор
Сообщения: 10521
Зарегистрирован: 17 ноя 2004, 15:05
Откуда: Хабаровск
Благодарил (а): 115 раз
Поблагодарили: 226 раз

Непрочитанное сообщение kwife » 02 май 2008, 23:36

Master писал(а):wd
как показал себя джимник на такой дороге?
а ты про какой джимник спрашиваешь :)
судя по рассказам два джимника абсолютно по разному шли, один быстро как хилух второй медленно как кариб :roll:

Аватара пользователя
wd
Он живет тут
Сообщения: 6670
Зарегистрирован: 26 июл 2006, 14:26
Откуда: Ха
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 90 раз
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение wd » 03 май 2008, 00:02

На рассвете трогаемся в последний рывок. Дорога, видно, довольно старая - но стараются следить. Это единственная транспортная артерия в город, не считая аэропорта неподалёку от Зеи. Дорога сообщает Зею с ближайшей жд станцией, Тыгда. Ближайшей - это почти сотня километров. Ранним утром въехали в город. Петя уехал к родственникам, я позвонил в гостиницу и, уточнив у администратора дорогу, мы поехали туда. Хорошо, что рано утром кое-кто уже идёт на работу, да и таксисты стоят на крупных остановках - было у кого уточнить проезд по городу.

Гостиница - разговор отдельный. Ну да впрочем, кто был в провинции - ничего нового для себя не открыл. Кровати отвратительные, мебелировка частичная, телевизоры без ПДУ, душ общий этажом ниже. Павла с Натальей мы решили поселить в редкий номер с душем и мыться у них в номере - но не задалось, на следующие сутки их срочно переселили по причине протечки чего-то там. Но зато переселили в двухкомнатный люкс. Даже с ванной и чайником. Позитивно, что у всех окна выходили на центральную площадь посёлка Светлый.

Изображение Изображение

Расквартировались, помылись, сразу выключились на пару часов. Проснулся, позвонил на ГЭС - мне сказали, что мне на сотовый уже обзвонились с утра. Звонков не было, да и этот сорвался. Администратор гостиницы любезно разрешила позвонить с их телефона. Договорились, что в 13:30 подъедем к административному зданию ГЭС, там нас подберёт автобус. Петро с утреца уже расслабился после дороги, Рома сдал Хайлюкс на стоянку - чтобы из кузова не пропало чего, поэтому все они поехали на Карибе, частично его разгрузив (ко мне больше троих и так не помещалось). На КПП выяснилось, что Катя забыла паспорт в номере, после чего зейцы лицезрели низко летающий джимник. Съездили с ней в гостиницу, паспорт взяли, никуда не опоздали. Объект и правда режимный. Вход вообще напоминает Алькатрасс... Фотографировать КПП я не решился, да и не до того мне было с этим паспортом... Занятно, что над парой огромных турникетов из толстенных труб было свободное пространство больше полуметра до потолка. :)

Изображение

Собственно, это был административный корпус (АПК) №1, до самой электростанции нас везли на Газельке. Достаточно далеко, если пешком, с километр. Между зданиями так автобусик и курсирует, развозя кого надо "из туда на оттудова". Там на ещё одном КПП нас встретили, пересчитали в соответствии с заявкой и служебкой, выделили нам экскурсовода - и началось.

Изображение Изображение Изображение

Первым делом - машинный зал, сердце, печень и почки электростанции. У входа в огромное помещение воображение сразу поражает ротор второго гидроагрегата, стоящего с января 2008 на капитальном ремноте. Их (турбин) всего шесть, шестая была введена в строй в 80м году. В нормальном режиме работы станции действуют четыре, один гидроагрегат стоит в горячем резерве и ещё один - на плановом техобслуживании. Итого шесть. Походили, посмотрели, экскурсовод нам рассказал, что и как, где турбины, где лопасти, куда вода течёт. Подобной конструкции с поворотно-лопастной турбиной на момент строительства ещё не существовало, впрочем, любое сооружение подобного рода абсолютно уникально. Такая турбина с диагональным падением воды позволяет работать даже при низких уровнях воды. При таких масштабах поражают допуски - зазор между ротором и статором 3-5мм (!), и это один из важнейших контролируемых параметров генератора, поскольку имеет место центробежный разбег элементов ротора.

После машзала посетили пункт управления, куда стекается вся информация о состоянии ГЭС. На большом табло - частота (в общем-то плавает, допуск плюс-минус две десятых, но мы отклонений больше 0,04 не видели), текущее время и выдаваемая в данный момент мощность - полмиллиарда Вт. Хотя мощность любого из шести гидроагрегатов более 200 МВт, в штатном режиме на неё не выходят.

Изображение Изображение

Характерная особенность Зейской ГЭС - полая плотина (так называемая "контрфорсная"), в которой мы тоже не преминули побывать. Места там много, хватает даже для хранениятяжёлой техники :shock: Всё тело плотины усеяно различными датчиками - напряжения, влажности и другими, которые собирают информацию о состоянии стены. Один из важнейших рубежей, предупредающих о ЧП - сейсмоструна каждого уровня, реагирующая на малейшее изменение геометрии сооружения. Впрочем, хорошего понемножку, прохладно там и сыро... Сотня метров подъёма на лифте - и мы на гребне плотины. К сожалению, Амурская область страдает от лесных пожаров не меньше нашего края, поэтому видимость просто отвратительная. Пейзажей с высоты птичьего полёта не удалось заснять. Так, кое-что для общего представления.

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

На этом экскурсия и закончилась. Нет, нас, конечно, вернули вниз и выпустили через КПП ;) Немного фотографий около памятников. Долго смеялись, увидев на Повелительнице Молний массивную медную табличку с инвентарным номером :lol: .

Изображение Изображение Изображение

Вернулись в гостиницу, перекусили, поспали... Вечером прогулялись немного пешком по городу. На следующий день, позавтракав в местной центровой столовке "Калинушка", отправились в Музей золотодобычи. Тоже очень познавательное местечко. Оказывается, у нас тут совсем недалеко был свой Клондайк, с которого как будто и были писаны джеклондоновские романы. Да и некоторые факты о самом золоте сразу не принимаются всерьёз. Например, на фото витрины вверху справа - меры веса в 50 и 100 грамм, причём 100 грамм составлюят по объёму чуть больше двух пятаков (золотой песок насыпается в углубление). Что интересно - посещение музея с экскурсией на группу стоит 10 рублей с носа, а фотографирование - 50.

Изображение Изображение Изображение

Закончив с экскурсией, отправились на шашлыки. Местное население в лице Петиных родственников показало чудные места. Должно быть, охота там неплохая - во всяком случае, несколько уток можно было настрелять на месте нашего пикника. Однако местные специалисты готовят такой шашлык, что на летающих мимо уток смотришь как-то лениво, что ли... =)

Изображение Изображение Изображение Изображение

Затем прокатились через сопку на водохранилище. Из-за уплотнившегося дыма вообще ничего видно не было, даже берега противоположного. Побродили по льду. Лёд достаточно толстый, но проблема та же, что и у нас - выезд на лёд уже запрещён, но периодически под него кто-нибудь заныривает на своём транспорте. Ещё один факт про электростанцию: при отсутствии поступлений в водохранилище Зейская ГЭС может работать на резерве этого моря пять (!) лет в штатном режиме.

Вот такой вот Боинг-878. С водителем.

Изображение Изображение

Посетили и местную церковь. Побродили, поглазели, подумали каждый о своём.

Изображение

Последний день нашего пребывания в Зее подходил к концу, отужинали в ресторане на 1м этаже гостиницы, попили пивка перед сном и уснули в ожидании дальней обратной дороги.

...продолжение следует...

Аватара пользователя
wd
Он живет тут
Сообщения: 6670
Зарегистрирован: 26 июл 2006, 14:26
Откуда: Ха
Благодарил (а): 42 раза
Поблагодарили: 90 раз
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение wd » 03 май 2008, 00:19

Петя остался у своих до 02.05, мы же в три утра поднялись, забрали со стоянки свои машинки с уже полными баками, погрузились и выехали. Посовещавшись по ходу наших экскурсий с аборигенами, решили максимально использовать объезды. Итого первая часть маршрута выглядела так: Зея - Тыгда - Ушумун - Сиваки. Отличная укатанная грунтовка, средняя 50, местами 70-80 км/ч не напрягаясь. По карте от Сиваков до Мухино - "полевая или лесная дорога", однако же нас остановили два факта. Первое - слишком уж она была лесная, кариб по такой колее не протащить (проскочил я по ней на разведку недалеко). Вторым фактом стало заявление местного жителя (нашли же мы его в шесть утра), скептически оглядевшего Хайлюкс: "До вечера не доберётесь..." Ну что ж, превед, федералко. Доползли до Мухино. Поначалу решили резануть с Карибом через поля, Роман с нами не захотел дальше искать объезды (ему домой быстрее надо было). Благо, в зоне радиосвязи, отъехав недалеко, сообщил нам, что нормальный поворот на Мухино совсем недалеко. А мы уж было через поле решили по укатанной колее.

Надо отметить, что прошедший накануне дождь сделал нам и хорошо, и плохо. Хорошо было то, что пыли не было. На этом прелести дождя кончались, а вот расквасил он федералку прилично. Благо, в тех районах большого дождя ещё не было.

В общем, объезд от поврота на Мухино по маршруту Нов. Урга - Берея - Петрушино - Шимановск оказался не хуже, чем дорога Тыгда - Сиваки. Отличная отсыпка чем-то вроде песка, приличная скорость, комфорт и близость железной дороги очень позитивно воздействовали на экипажи джимника и кариба. До Шимановска доехали довольно быстро, созвонились с Ромой. Он решил и дальше валить по "Амуру", а мы всё по объездам. В Шимановске, точнее на выезде, уже за развязкой нас остановил пост ГАИ. Осведомились, откуда и куда мы едем, удивились. Взяли с нас обещание не поджигать лес. Их было двое, меня сначала опросил один, потом подошёл второй и начал задавать те же самые вопросы в том же порядке... Мдя. Затем они задали коронный вопрос: а почему вы по этой дороге едете, а не по федералке? - "Ну как, тут ровнее и комфортнее, асфальт хоть есть." На что получаем: "Так ведь там асфальт лежит, чего вы там не едете?" Ради справедливости стоит отметить, развязка покрыта асфальтом в изобилии. Спрашиваю, мол, а вы сами-то по ней ездили, что так говорите? - "Да я нет, но люди рассказывают." Занавес.

Изображение

Долетели до Свободного. Перед въездом в город, недалеко от развязки с федералкой позавтракали. В городе первый раз заправились. Ну и - на Благовещенск. Там дозаправка, передохнули. Хайлюкс где-то далеко уже. И покатили до Райчихинска. Дорога хороша, по ней носятся междугородные автобусы, похоже, на реактивной тяге, и уазики - одного так и не смогли обогнать о_О, не дался, гнал как ужаленный. Дорога проходит в основном через поля, по насыпи, за асфальтом следят... И вдоль всей дороги памятники, памятники, кресты, кресты - не покидает ощущение, что едешь вдоль кладбища. Неужели в таком количестве бьются? Кстати, дождь после Благовещенска перешёл в конкретный такой ливень. И одного улетевшего с дороги мы таки видели. Ну вроде без последствий, так, кузовщина.

От Райчихинска через Прогресс в Новобурейск, и вот она, стелла. От Новобурейска немного заблудились, заехали под мост, и наверх - хоть ползи по опорам =) Вечереет, моросит, тошним по раскисшей грунтовке. Пока светло, поужинали, отдохнули, и в путь. Так доползли до темноты, в темноте до Облучья, заправились и пошли дальше. В облучье пересеклись по радио с какими-то перегонами, котоыре собирались в него повернуть. Рассказали дорогу, сказали что вскоре после поворота АЗС, пожелали счастливого пути. Кстати, в эфире довольно часто пересекались с кем-то. Поначалу обе стороны в непонятках, мол, повтори, не разобрал. Когда понятно, что это посторонние на канале, обязательно пожелание счастливого пути... Нам один раз даже то ли строители, то ли дорожники так попались, проводили нас в эфире.

Когда мало-мальки начался асфальт, решили прикорнуть на часок. Рома давно уже телеграфировал, что он дома. Проехав совершенно недалеко, поняли, что толку с этого никакого, нашли хорошую стояночку и вырубились до утра. Дело в том, что от Буреи начались жуткие туманы. Порой ползли чуть ли не на ощупь и с включенной аварийкой. Утомительно чрезвычайно. Утром туманы хоть и не рассеялись до конца, но при дневном свете было уже легче. Ну а там собственно - Биробиджан, где к нам не проявили интереса, Смидович - ещё чуть-чуть, и мы дома!

Изображение

Итого пройдено почти 2700км, 1300 ровно туда, 1280 оттуда, остальное в Зее по мелочи. Бензин я не считал скурпулёзно, но мама, чтобы не уснуть, вела бухгалтерию =) - на 5700 рублей. Джимник показал себя бодрячком. Но Хайлюкс на 35" и переделанной подвеске - немножко получше будет ;). На джимнике неудобно валить ни по асфальту, ни по гравийке. То есть он может, но кишки вытряхнет и процесс управления превращается в пилотирование истребителя на бреющем... Но - мы доехали туда и оттуда, втроём с багажом на этой машине. Опасался за спину - ан нет, ни намёка на боль или усталость, кресла в Sierra очень удобные. Расход топлива невелик, но ещё меньше - автономность. Хотя на 36л умудрился проехать 420км, большую часть по грунтовкам. Однако ж по трассе с крейсерской 110 жрёт как пылесос, 4000rpm, однако 8) Глобальной инспекции на предмет техсостояния пока не провёл, но вроде всё в норме... или непонятно пока :lol:

Ежели кто ниасилил - не мои проблемы :lol: Не так уж и нелепо время провели, как кому-то могло показаться.

P.S.
По последним сведениям, зелёный джимник уже привёз свой экипаж домой. Можно констатировать, что "экспедиция" удачно завершена.

буй вам в клешни
Он живет тут
Сообщения: 7375
Зарегистрирован: 08 мар 2005, 23:38

Непрочитанное сообщение буй вам в клешни » 03 май 2008, 01:18

Молодцы что съездили :up: :up: :up:

Аватара пользователя
Basile
Он видел Ленина
Сообщения: 13073
Зарегистрирован: 17 окт 2005, 11:49
Откуда: Русь
Благодарил (а): 91 раз
Поблагодарили: 61 раз

Непрочитанное сообщение Basile » 03 май 2008, 10:40

Отчет отличный!

Аватара пользователя
EDn
Он живет тут
Сообщения: 2870
Зарегистрирован: 08 авг 2005, 22:10
Откуда: Хабаровск и весь ДВ
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение EDn » 03 май 2008, 23:01

wd
ну вы молодцы что тут сказать!! Довольно необычное но очень интересное время провождение)

Рекламное агентство Хабаровск
Рекламное агентство Хабаровск
Ответить

Вернуться в «Путешествия»