"Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Форум: Квадроциклы

Модератор: kwife

Аватара пользователя
Tramp
Он живет тут
Сообщения: 3266
Зарегистрирован: 14 сен 2010, 23:33

"Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Tramp » 20 апр 2014, 08:39

Пожары в Приморье испортили нам планы, но весну и путешествия никто не отменял - мы просто переиграли маршрут. Мы собираемся в ЕАО :D Нашей целью будет знакомство с Малым Хинганом. Времени для подготовки совсем мало, но места очень интересные и в природном и в историческом плане.
В планах посещение пещеры Старый медведь, заброшенных золотых приисков, попытка прохождения участка Амурского почтового тракта - "колесухи", как его тогда называли, попытка сквозного прохождения Малого Хингана с севера на юг, посещение заброшенного военного аэродрома времен Советского Союза и посещение найденного совсем недавно места крушения советского военного самолета времен второй мировой войны. Ну и конечно наша весенняя Дальневосточная тайга. :D Группа сформирована на собрании, которое прошло 18 апреля.

Следите за развитием событий :up:
Вложения
Схема Гугл.jpg

Реклама в интернет
Реклама на сайте
,
Рекламное агентство Хабаровска
Аватара пользователя
Tramp
Он живет тут
Сообщения: 3266
Зарегистрирован: 14 сен 2010, 23:33

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Tramp » 20 апр 2014, 08:47

Из истории Амурской колесухи:

В начале 1898 г., через полгода после окончания строительства Уссурийской магистрали, Приамурский генерал-губернатор возбудил перед правительством ходатайство о сооружении грунтовой дороги, соединяющей Хабаровск со Сретенском через город Благовещенск.

В том же году последовало разрешение на ее строительство и были выделены денежные средства из казны. С целью удешевления работ решено было использовать труд ссыльнокаторжан, которые, по мнению местного начальства, хорошо проявили себя на строительстве Уссурийской железной дороги, а также колесного пути от Хабаровска до Спасска. Для этого к месту постройки доставили с острова Сахалин 300 каторжан, которые вместе с заключенными, переведенными с Уссурийской железной дороги, составили команду в 407 человек. В 1898 г. численность подневольных строителей достигла 800 и более — к уже имевшимся присоединились из Нерчинской каторжной тюрьмы.

Летние дорожные работы того года состояли, главным образом, в сооружении, равнении полотна дороги, в рытье боковых и продольных водоотводных канав, постройке дамб, мостов, станционных зданий, устройстве через большие реки переправ, проведении вдоль пути линии телеграфа. Зимние работы носили подготовительный характер: заготовка пиломатериала, сооружение тачек, кольев и т.д. В первый же летний строительный сезон было проложено 52 версты дороги.

Более успешно пошла прокладка в 1899 г., так как ей предшествовал подготовительный зимний период. Летом ежедневно в работах участвовало до 400 человек. Они шли на трех отдельных участках: г. Хабаровск – ст. Поперечная, ст. Поперечная – село Надеждинское, село Надеждинское – ст. Михайло-Семеновская.

В тот год было проложено до 75 верст дороги, отремонтировано 43 версты. В следующем году проложили еще 95 верст дороги. Кроме того, было сооружено 31 большой и 5 малых мостов. В 1900-1901 гг. летом основные дорожные работы вело уже более 600 человек. На всех трех участках проведены 103 версты полотна, поставлено 10 станционных зданий, в том числе одно – двухэтажное. Построено 6 новых мостов общей протяженностью 225 погонных сажен, временные мосты заменены на постоянные. В результате, окончательно отстроен первый и второй участки, а третий — подготовлен к сдаче в эксплуатацию. Осенью 1901 г. часть строителей перебросили на IV участок (ст. Чирки – р. Биджан).

С начала зимы 1901-1902 года главные силы дорожных команд были сосредоточены на заготовке строевого леса в верховьях р. Биджан, возле хутора Бабстово, для искусственных и гражданских сооружений как для четвертого, так и для следующего, пятого участка пути (р. Биджан – Помпеевский перевал). Одновременно шла распиловка леса на тес, подготовка телеграфных столбов, изготавливались ручные тачки. Непосредственно лесозаготовками занимались до 300 человек, остальные — на плотницких работах по трассе (достраивали почтовые станции, сторожевые будки, летнее помещение Покровской почтово-телеграфной конторы).

В мае 1902 г. с острова Сахалин прибыла новая партия ссыльнокаторжан (200 человек), которых сразу же перебросили на четвертый участок для устройства земляного полотна. К концу года здесь уложено 57 верст полотна (из 63), на оставшемся пути — срезаны кочки, проложены гати. Кроме того, построено 38 небольших мостов, отверстием от 1 до 5 сажен и один большой — в 30 сажен. Начаты подготовительные работы по строительству моста через р. Биджан в 78 сажен. Из трех проектируемых станционных зданий закончены два.

Большая часть арестантов в зимний период 1903–1904 года была занята на подготовительных работах для дальнейших и весьма трудных работ на горных участках в Хинганских хребтах. В связи с этим летом 1904 г. предполагалось довести состав дорожных команд до полутора тысяч человек. Сверх того, предполагалось привлечь 300–400 ссыльнопоселенцев с Сахалина. Для этой цели испрашивалось у казны 245 тыс. рублей. Выделено было только 150 тыс. рублей, и от привлечения поселенцев пришлось отказаться. Но в 1904 г. впервые в практике строительства «Амурской колесухи» Главное тюремное управление страны прислало из Михайловской переселенческой тюрьмы 396 ссыльнокаторжан. Кроме того, опять же впервые, с разрешения Приамурского генерал-губернатора на строительство присылают арестантов местных тюрем (Благовещенска, Хабаровска и Владивостока). Таким образом, среднесписочный состав был доведен летом 1904 г. до 1052 человек. Увеличение численности работников на трассе создало серьезную проблему их обустройства. На Сутарском и Луговском перевалах, а также на р. Ашикане спешно строятся лагеря, каждый из которых вмещает от 300 до 400 человек. От Амура и между лагерями проложили временную дорогу.

В связи с началом русско-японской войны императорский наместник на Дальнем Востоке отдал распоряжение о необходимости скорого открытия сквозного движения между Хабаровском и Благовещенском, не заботясь об обустройстве пути и сосредоточившись только на самых необходимых работах.

Наметились и облегченные требования к обустройству дорог-времянок. Просеки прорубались шириной не более 7 сажен, канавы велись с двух сторон лишь там, где было крайне необходимо, ширина дорожного полотна уменьшилась минимально — до 3 сажен и лишь с очисткой от пней, корней и камней. В низинах и топях делалась подсыпка, устраивались гати с тем, чтобы они впоследствии становились основанием для дамб. Во второй половине лета успели провести дополнительные работы по изысканию трассы еще на двух участках пути.

С наступлением холодов большую часть арестантов распределили по зимним лагерям на Хинганских перевалах, остальных — мелкими партиями вдоль трассы.

На 1 января 1905 г. в дорожных командах состояло 733 арестанта. В течение года по распоряжению Главного тюремного управления на пополнение состава дорожных команд присланы в этот район из Московской центральной пересылочной тюрьмы («централа») 485 ссыльнокаторжан. Из тюрем Приамурского края направлено в район работ 145 арестантов. Во второй половине года к ним присоединилось такое же количество сахалинских каторжников, эвакуированных с острова вследствие захвата его японцами. В то же время в течение года убыль составила 737 человек (большинство по отбытию срока наказания) и, таким образом, среднесписочный состав работающих достиг 749 человек.

В 1906 г. арестантов, работающих на дороге, разделили на две большие команды: Сутарскую и Пашковскую. Сутарская команда расположилась в Хинганских перевалах, первоначально — в палатках с деревянными нарами, а к зиме переведена в полуземлянки-бараки. Пашковскую команду сформировали в июле 1906 г. Всего в тот год было пройдено просекой и с корчевкой ее от пней 26 верст и планировкой полотна — еще 60 верст. Кроме того, проложены времянки от Пашково до лагеря на Хингане 8,5 верст и от станицы Иннокентьевской до села Аркадие-Семеновскго — 28 верст. Одновременно велся ремонт дороги от станицы Радде до Пашкова (38 верст). Наряду с дорожным строительством, арестанты занимались возведением станционных зданий, прокладкой телеграфных линий, рытьем колодцев.

В 1907 г. численность арестантов на строящейся магистрали достигло максимальной величины — 1252 человека. Разделены они уже на четыре команды: Сутарскую, Пашковскую, Райчихинскую и Биджанскую. Дорожники-строители, как и планировалось, вышли на дорогу от села Михайловки на село Райчиху и от него на деревню Асташиху на р. Бурее. Точно также и на следующий год строители были разделены на четыре команды. В 1909 г. строители вышли на соединение с существовавшей колесной магистралью, связав два крупнейших города на Амуре — Благовещенск и Хабаровск — колесным путем. Арестанты работали на строительстве «колесухи» до зимы 1909 г. Тогда расформировали два последних арестантских лагеря — Пашковский и Биджанский. Достройку дороги в 1909 г. планировали проводить силами вольнонаемных рабочих, практика применения труда которых была приобретена четырьмя годами ранее.

Источник: http://dalvostok.su/istoriya/item/17-istoria-glava-2

Протяженность дороги составляла почти 2,0 тыс. км, на территории ЕАО – около 320 км. "Колесуха" начиналась у с. Покровки (возле Хабаровска), шла на Волочаевку и далее тянулась в юго-западном направлении через села Русская Поляна, Надеждинское, Чурки, Бабстово, Преображеновка, через Хинганский хребет выходила у с. Радде и дальше проходила по берегу р. Амура через с. Пашково на Благовещенск".

Из воспоминаний участников:

И мы уже давно знаем: «Колесуха» – это Амурская колесная дорога, что прокладывается между Хабаровском и Благовещенском, слушаем о порядках на «Колесухе» и не верим, добрых три четверти приписывая арестантскому творчеству, но на наши скептические замечания слышим в ответ:
– Ладно, авось, поверите. Вот погодите...
Мы «погодили», и мы убеждаемся; мы «погодили», и, угодив на «Колесуху», уже знаем, что рассказы о ней, слышанные и в Бутырках, и в Тобольске, и в Алгачах, и в Александровской централке, и в Смоленском централе правдивы и точны, как протокол. К сожалению, «сочинительства» нет. На этот раз арестантское творчество питалось фактами – голая правда, как всякая голая правда, ясна как божий день, неприкрашена – и поэтому жутка и кошмарна.
Встреча первая, у палаток тотчас же разъясняет все; дальнейшее – последующее – в полной согласованности с началом, а конец венчает это, – «Колесуха» не обманула, «Колесуха» не солгала устами тысяч каторжников, разбросанных по всей русской земле. Круг, взявший свое начало в маленьком польском городке, вбирает в себя новое звено – «Колесуху» – и, кто знает, быть может, это звено будет последним, окончательным и тем мертвым звеном, каким замыкается жизнь, – живая жизнь, ибо на «Колесухе» «живой» жизни нет, как нет живых людей, а есть ходячие трупы, как нет вообще «людей», а есть числа, номера, манекены с ярлыками: уголовный, политик, бывший студент, бывший агроном, бывший учитель. На «Колесухе» не говорят, а шепчутся; на «Колесухе» не спят, а тяжело дремлют с готовностью в любую минуту вскочить и вытянуться в струнку; на «Колесухе» не умываются, а чешутся; на «Колесухе» не едят, а, торопливо, обжигаясь, глотают, на «Колесухе» нет ни норм, ни закона, ни правил, ни обычаев, а есть только разнузданное «хочу» любого солдата, любого надсмотрщика – американские плантации на берегу Амура, плантаторы с фамилиями: Карпов, Сидоров, Смирнов, белые рабы под серыми куртками, а вместо американских лесов – амурские сопки, болота. И мошкара – мелкая, злющая, тучами облепляющая лицо, руки, ноги.
– Был ты на «Колесухе»? То-то!
«То-то» стало фактом: мы живем в палатках, дырявых и грязных, куда легко и беспрепятственно проникает и дождь и ветер; когда ветер злится – вся палатка ходуном идет, а мы под серым полотнищем беспомощны, как дети; спим на грубо сколоченных козлах с соломенной подстилкой. Да мы не одни – у нас и гости водятся: уже приползают и греются. Сначала страшно, а потом привыкаешь: ничего, тварь безвредная, ведет себя пристойно, и ничего не требует.
В 4 часа утра нас выгоняют на работу; только-только светает, когда мы вылезаем из палаток и двумя длинными шеренгами выстраиваемся вдоль палаток, а перед нами темный лес; за нами – сопки, сбоку – топь и где-то недалеко Амур, а за Амуром – Китай – воля, свобода, но – близок локоть, а не укусишь.
Мы в рваных, грязных рубахах; многие из нас босиком, а утро холоднее: осеннее солнце греет скупо, по сопкам ползет туман; от леса тянет сыростью – дрожим, ежимся и ждем команды. Из крайней палатки показывается начальство – шеренги замирают...
– Первый, второй, третий...
Солдаты вскидывают винтовки, мы – лопаты, и десятками выходим на дорогу, десяток за десятком шлепаем по грязи, десяток за десятком отбиваем версты, а их немало: 12 верст надо пройти, чтобы добраться до участка и те же 12 верст обратно, когда погонят домой.
Мы роем канавы, режем дерн, возим песок, дробим щебень, прорубаем тайгу, тянем бревна, отбрасываем камни, – словом, прокладываем дорогу, но не по сухим местам, а по болотам, вопреки здравому смыслу, но зато на благо того, кто руководит постройкой и кто на каждой лишней версте богатеет. И богатеет здорово: выписываются фантастические цифры расходов, не выдается наше грошовое жалование (что-то около 30 коп. в день на душу, а нас 300 душ, – вот в день и набегает 90 рублей), полагающаяся нам одежда, обувь тоже остается в кармане, вместо фунта мяса получаем полфунта, вместо 3 фунтов хлеба – 2, и не мудрено, что начальство не торопится и с особенным удовольствием путь направляет по болотам, делая 2 – 3-верстные крюки, а каждый такой крюк затягивает работу на пять-семь суток, а тут иногда сама природа приходит на помощь: то вода затопит участок, то насыпь от дождя сползет вниз, то мостик привалится – глядишь, заново надо работать, еще на добрую неделю поправки, да починки.

От ближайшего жилого места 100-120 верст, вокруг сопки непроходимые болота, молчаливая тайга – и что хотят, то и делают с нами, а конвой, как на подбор – звери. Сами они тоже пасынки в своем роде: штрафные из полков, и им не сладко, и им, как и нам, приходится месить грязь, дрожать под дождем и ежедневно отмеривать 24 версты, да и кормят их туго; на ком же сорвать свою злобу, как не на нас, беспомощных?
Работаем мы не все вместе; для предупреждения беспорядков нас разбивают по десяткам и разбивают умело: по одному политическому на девять уголовных, на случай побега обязав всех круговой порукой – и уголовные следят за десятым политическим не хуже конвоира.
И куда и как убежишь? – по прямой дороге нельзя; кинуться в тайгу – пропадешь; по сопкам пробираться – обратно к старому месту вернешься, – и побеги редки, как редки у нас солнечные ясные дни. Девять уголовных начеку, глаз не спускают с тебя, знают, что в случае побега им придется расплачиваться своей спиной; наизусть все помнят редкие побеги и с дрожью вспоминают, как пороли один десяток, когда смельчак нашелся и, все презрев, кинулся в тайгу.
В июне бежал матрос Масалков – политический; поймали его тут же, дали 25 розог и заковали, недель пять работал в кандалах, стоя по колено в воде; весь он в кровоподтеках и ранах; а до него бежал один уголовный, десять дней кружился по сопкам, а на одиннадцатый день увидал, как что-то белеет вдали; обрадовался, решил, что на деревню набрел, побежал, радуясь, и – уперся в палатки.
Два смельчака – Парохин и Гришин – на глазах конвойных бросились в лес; загремели выстрелы; на помощь прибежали остальные конвойные. Минут через 20, Парохина и Гришина поймали и сквозь строй провели: конвойные зверски работали прикладами; Гришин тут же умер, а Парохина, полумертвого, отправили в больницу. В конце осени пытался бежать Федя Дрожжин (ныне покойный: где-то в Сибири убит в боях с семеновцами) – не удалось; поймали и били смертным боем. Счастливо бежал лишь покойный Алексей Бессель-Виноградов; дней 12 бродил по тайге, но в конце концов волю нашел.1 Из одного десятка бежал уголовный Грузинский; остальных 9 выпороли; два раза наказывали; каждый раз по 40 розог.
Урок давался большой; редкий мог кончить его: то велено десятку вырыть канаву в 120 аршин длины, в полтора аршина ширины, три четверти глубины и при этом всю землю свезти; то приказывают набить и свезти 18 – 20 вагонеток щебня, а везти надо версты 3 – 4, то вдруг велено на протяжении 120 аршин длины и 2 аршин ширины вырезать правильные четырехугольные куски дерна (каждый кусок глубиной в 2/5 арш.) и обложить ими тщательно дорогу. Был еще род работы: корчевка – работа тяжелая и почти невыполнимая – вырубить десятка полтора объемистых деревьев, распилить, а землю совершенно очистить от корней. При этой работе самые сильные падали; сахалинец Рогачев, человек в два обхвата, два раза бежавший с Сахалина, смуглый красавец, широкоплечий и сильный, как сохатый, не раз ложился наземь в бессилии. Режешь дерн, поднимаешь мокрые четырехугольники, а снизу тучей поднимается мошкара, слепит глаза, впивается в щеки, в губы; канаву роешь – вода по колено; щебень дробишь, грузишь в тачки, а тачки сломанные. Говорили старшему надзирателю Гвоздеву, просили заменить новыми, а тот просто и коротко ответил:
– На то и каторга, чтобы тачки были сломанные; с целыми немудрено.
Дождь ли, жара ли – все равно: работа продолжается.
Одно лето жара достигала 40°, – все-таки работали, хотя каждый день на тачках привозили по 2, по 3 человека, свалившихся от солнечного удара. Однажды фельдшер не поверил, решил, что арестант притворяется – исколол его всего иголками; проверить хотел.
Доктора нет – два фельдшера; один из них порядочный человек, но вечно пьян; напившись, жалеет нас, негодует, а помочь ничем не может. Другой трезв, как квакер, но подл до гадости; бывший казак, за дезертирство его присудили к 4-хгодичному заключению; подал прошение на высочайшее имя, и 4 года крепости отменили с обязательством прослужить фельдшером 5 лет на колесной дороге. В приемной у него всего одна бутылка йода, и одной и той же кисточкой он смазывает сифилитические язвы и простые нарывы; нередко рукоприкладствует, постоянно отказывает в лекарствах и неизменно сквернословит.
Конвойных человек сто; все штрафные и все потеряли облик человечий: «Колесуха» все уравнивает, начиная от начальника Кнохта и кончая техником Янцем (бывший офицер, отбывший каторгу за какое-то убийство). Кнохт собственноручно не дерется, но Янц иногда не прочь; Кнохт любит «выражаться» и читать нравоучения. Однажды ему пожаловались, что жалования не выдают, что сахара нет; он изволил улыбнуться и ответить:
– К чему он вам? Я сам пью без сахара.
А конвойные – конвойные однажды для забавы поймали собаку, переломали ей лапы, а когда она завизжала, выкопали яму, зарыли ее живой, подплясывая и играя на гармонике.
А конвойные – конвойные бьют арестантов; бьют днем, утром, ночью. Бьют за то, что ты еврей; бьют, если носишь очки, длинные волосы: «а, забастовщик!»; бьют, когда надеваешь чистую рубаху; бьют, когда идешь на работу, с работы; бьют за недоконченный урок, за лопату, не вовремя поднятую, за то, что поскользнулся в грязи, за то, что не так быстро побежал, не так скоро исполнил приказание; бьют ночью, когда громко заговоришь в палатке, когда просишь «до ветру».
Ночь, тишина; выходишь из палатки и кричишь:
– Господин часовой, позвольте «до ветру».
– Иди, – раздается из темноты.
Бредешь к «параше», а не успел подойти – летишь со всех ног: получил прикладом по затылку. Оказывается, что конвой забавляется: «иди» – кричит не передний конвойный, а боковой – и передний бьет.
Как-то, в октябре, старикашка один вышел из палатки, попросился, а конвойный не пускает.
– Попляши, – говорит, – а то не пущу.
Старикашка шмыгнул носом и стал плясать.
В том же октябре месяце некий Абдышев попросился у часового выйти; часовой пустил, а когда Абдышев, возвращаясь, мимоходом заглянул в чужую палатку, – часовой Кравченко налетел на него, прикладом повалил на землю и сломал ему два ребра. Начальник конвоя, когда ему донесли о случившемся, заметил:
– Плохо, что сломал ребра, но молодец, что верен присяге, – но при чем тут присяга – осталось тайной.
Политического Гуткина конвоир избил до полусмерти за отказ Гуткина продать свою подушку за 20 копеек; у другого в течение нескольких дней не сходили кровоподтеки; избив его, надзиратель крикнул конвойным:
– А, ну-ка пощупайте его!
К счастью, никто из конвойных не подошел, один только отозвался:
– Не стоит: больно щупленький.
Больного Хихадзе, не вышедшего на раскомандировку, надзиратель, после поверки, вытащил за ноги из палатки, велел ему встать; когда Хихадзе встал, надзиратель ударом ноги в живот повалил его, избил, а потом позвал конвойного и велел погнать Хихадзе на работу: больного Хихадзе заставили пройти 12 верст под прикладом.
Тайга, болота, приклады и кулаки, сырость и голод, непомерная работа и сознание безнадежности, серое небо и безысходность, мошкара и вода по колено, рубахи с паразитами и голые нары – и понятно, что люди шли к избавлению окольными путями: рубили себе пальцы, нарочно заражали себя, пили настойку из махорки, симулировали сумасшествие – все, лишь бы быть отправленными в тюрьму, лишь бы уйти с «Колесухи».
За свое пребывание на «Колесухе» я помню много таких случаев: один политический, на моих глазах, лопатой рубанул себя по ноге, отрезав полпятки; несли его окровавленного, а другие глядели с завистью:
– Вот... отправят.
Уголовный армянин, когда катилась вагонетка, подложил под колесо два пальца; даже не вскрикнул, только скривился и, молча, стал оседать. Год спустя мы встретились на этапе по дороге в Нерчинскую каторгу, – он шел на поселение; был он безруким и седым.
Мой сосед по нарам, ночью, под кожу ноги продевал красную, толстую шерстяную нитку, на ночь оставляя ее: нога пухла, гноилась, а он радовался и верил, что скоро отправят его.
Юноша, лет 20, порывистый и жизнеупорный в тюрьме, говорил мне на работе, когда мы резали дерн, вяло и медленно:
– Я не могу больше. Вчера я десять раз получил прикладом. Я с ума сойду или подложу пальцы под вагонетки.
Я следил за ним ежеминутно; когда подкатывалась вагонетка, я замирал в волнении.
Не пришлось ему воспользоваться вагонеткой: однажды надорвался, поднимая осину – и хлынула кровь горлом, – отправили его в тюрьму. А Малыгин – тот просто: взял топор и отрубил большой палец руки – тут же, у всех на глазах, руку положил на сруб, точно говядину, и ударил быстро.
А дни тянутся медленно, уныло и жутко, как жутко днем на работе, как жутко ночью в палатке, но зато каждый вечер, по возвращении с работы, нас выстраивали перед деревянным крестом (стоял он перед палатками – большой, некрашенный) и заставляли петь «Спаси, господи».
Христианин ли ты, еврей, магометанин – все равно: стой и пой, в противном случае опять тот же приклад. Приклад на «Колесухе» никогда не отдыхает, он всегда наготове.
Вечер – зыбкий и бледный, десяток за десятком тянутся к кресту, выстраиваются, и под темными замолкнувшим небом, далеким и черным, несется хриплое, нестройное пение, а те, кто поют, дрожат от сырости и шатаются от усталости, а те, кто заставляют петь, покрикивают:
– Громче, сволочье!
Разносится окрест:
– «Спаси, Господи, люди твоя»...
Звезда мелькнула, другая, дрожат дальние огни кухни, светится палатка техника Янца, шумит угрюмо тайга.
– «Бла-а-говерному импе-е-ратору»...
Кое-кто крестится, вон кто-то вздохнул тяжело, кто-то за моей спиной протянул тоскливо: «господи» – и какая жуть в этом протяжном тихом шепоте.
– «Благослови достояние твое»...
Нет благословения, ни милости, ни надежды, а в палатке толчея, злые окрики, шипящие голоса, – все люди и всем тяжко, – и говоришь себе, твердишь себе: «держись, держись, не поддавайся ни тайге, ни туману, ни осенним темным снам».
После молитвы скудный ужин второпях, наскоро, а будь он даже лукулловским – все равно не до него, лечь, скорее лечь, скорее натянуть халат на голову и уйти от всего: от палаток, от прелой соломы, от приклада, который каждую минуту занесен над твоей головой, от скрипа тачек, от лопат, от мокрого дерна, от ржавых вагонеток, от груды щебня и от людей, да, от людей, похожих на все, что угодно, только не на человека, даже если эти люди любят Пушкина и знают, какое великое слово – слово «революция».
Нервы у всех точно обнажены; ссоры часты, как дождь, малейший пустяк является поводом к брани, – и мы ругаемся, как извозчики, а грязны мы, как трубочисты: месяцами не меняем белья, его нам не выдают – и три четверти ночи воюем с насекомыми, а избавится от них не можем.
Ночью палатки, словно барак тифозный: кто бредит во сне, кто вскрикивает, никто не спит спокойно; мечутся, точно грешники, разбрасывают руки и ноги, ворочаются, тяжело дышат, тяжело спят, а вставая на работу, кашляют хрипло, надрывно и гнутся, как потом гнутся над тачками, над вагонетками, под тяжестью полос дерна.
Мы все простужены, мы все кашляем, мы живем в воде, работаем в воде и стынем в воде, от нее не уйдешь: она пробирается в палатки, подползает к тебе, когда остервенело тычешь лопатой в землю, когда прокладываешь канаву.
На работе мы не отдыхаем: некогда, каждый час дорог, а в любом десятке есть нерадивые, больные, слабые и ленивые – и за тех и других равно надо расплачиваться. На работе мы не только не поем, но даже редко разговариваем, а когда уж невтерпеж – то ругаемся. Мы ненавидим свою работу, как она ненавидит нас, и ежеминутно подставляет нам ножку: то щебень не поддается, то канаву прорезает огромный камень, то вагонетка вырывается из рук и по откосу бешено мчится вниз.
Мы – плохие работники, но и руководители наши хороши: техник Янц путает север с западом, надсмотрщики едва умеют обращаться с инструментами, а начальник Кнохт озабочен одним: подольше бы строился его участок. За кнохтовские сбережения мы расплачиваемся суставным ревматизмом, ранами, когда босой ногой попадешь на рельсы – хриплым кашлем, нудным и беспрерывным, а в результате нередко чахоткой.
Лагерь перемещается каждые 15 верст. Это происходит приблизительно раз в 2 – 2,5 месяца. Когда участок в 15 верст закончен, – лагерь снимается с места; сворачиваются палатки, грузится солдатское и начальническое добро, и партия трогается. Пока приходят и устраиваются на новом месте, пока расчищают поляну для стоянки, проходит 3-4 дня, и арестантам на эти три дня выдается на руки вся провизия и, таким образом, каждому десятку приходится тащить на себе лишних 9-10 пудов (кроме лопат, топоров, одежды) на протяжении 15 верст, и как часто в изнеможении десятки выбрасывают свою провизию, оставляя только по куску хлеба, – и вплоть до окончательного устройства на новом месте вся партия голодает.
«Новое место – новая жизнь»..., все по-старому и на новом месте: та же тайга, те же конвойные и тот же бессмысленный невыполнимый урок.
Мне повезло: я встречаю среди конвойных земляка, разговорились случайно, когда я устилал пол в солдатских палатках еловыми ветками, – и земляк меня не угощает прикладом, даже покурить дает, а это такое блаженство: ведь, мы курим сушеные листья, мелко накрошенную кору. Каждая затяжка – восторг, каждая струя дыма – счастье, а мой земляк по Волге даже и не знает, как он осчастливил меня. Бедняга, он в скором времени угодил под арест, правда не из-за меня, а за винтовку, нечищенную. Коротка была наша дружбы, но памятна на всю жизнь. Однажды меня назначили на домашние работы, по нездоровью. Работа эта считается более легкой, а в круг ее входят такие задачи: в течение дня раз пять сходить в лес (это за версту от лагеря), каждый раз притащить по дереву, распилить и нарубить дрова, – это до обеда; после обеда надо заполнить сорокаведерную бочку водой; дается два ведра, а коромысла нет, проволочная ручка режет ладонь, вода далеко, идя, приходится скакать с кочки на кочку. Вот, наполнил, идешь, но не попал на кочку, поскользнулся, ведра опрокинулись – иди обратно.
Земляк мой выбирал деревья потоньше, а на кочках даже помогал и не злился, когда я отдыхал, – где ты теперь, милый? Хорошо б повидаться, и верю я: узнаю его, мигом узнаю. хотя немало лет прошло с того дня, когда я на берегу Зеи тащил дрова для солдатской кухни и пол в палатке господина Янца посыпал песочком – песочком для красоты и уюта.
Памятна эта Зея – особенно приток ее один, крохотный, только вот забыл, как он назывался. Был он, как все речушки: ничего особенного, ничего выдающегося, а, ведь, на всю жизнь остался в памяти, ничем его не выскоблишь, никак о нем не забудешь.
Однажды, было это уже к концу осени, дней пять дожди лили беспрерывно, точно миллион бочек кто-то наверху опрокинул, и приток этот словно взбесился: разлился широко-широко, сорвал мост как раз на полпути к месту работ, и на 2 версты раскинулся по равнине, забурлил, закипел, заволновался.
Сорван мост, а на работу шагать надо, – и ежедневно мы эту речушку переходили вброд, раздеваясь догола и, не обсохнув, становились на работу, а продолжалось это двенадцать дней, – в холодные последние осенние дни с заморозками.
«Колесуха» обратилась в сумасшедший дом.
Сбрасываются штаны и рубахи, лопаты болтаются на голых плечах; робко пробуешь ногой воду – холодно, кровь стынет, но команда не умолкает:
– Марш! Марш!
Вот уже вода до колен, вот она уже выше; кто-то рядом поскользнулся, под водой попал ногой на рельсы, порезал ногу и стонет; перед тобой мелко дрожит чья-то посиневшая худая спина; близко старик-уголовный бормочет:
– Иисусе Христе, Иисусе Христе!..
И растягивается цепь из голых плеч, из голых спин – все синие, все жалкие, все маленькие – все, все, все...
И вдруг раздается громкий крик:
– Я – адмирал. Посторонись: мой броненосец плывет, - и студент тут же швыряет халат, ложится на него, машет руками и ногами, гудит, свистит и заливается тоненьким сумасшедшим смешком.
Внесли его в палатку на руках; несли и молчали, а вечером у Креста пели:
– «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»...
Горел свет в палатках конвойных, вырисовывались ближние деревья, мелко-мелко моросил дождик.
Ночью, сквозь продранное полотнище палатки, глянула одна звезда, другая. Был в них привет неумирающего движения, но все живое вокруг дико и мертво.

Источник: http://www.biblioteka.freepress.ru/kolesuha.htm

Аватара пользователя
Tramp
Он живет тут
Сообщения: 3266
Зарегистрирован: 14 сен 2010, 23:33

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Tramp » 20 апр 2014, 17:25

Попалась интересная статья в газете двухлетней давности:

Новый - таежное селение старообрядцев


За всю историю Еврейской автономной области, на ее территории было зарегистрировано 240 населенных пунктов. К текущему времени с географической карты ЕАО исчезли 130 поселений: бесперспективные села со слабыми хозяйствами, золотодобывающие прииски, лесорубочные и рыбацкие, геологические поселки, несколько железнодорожных разъездов и полустанков. Сейчас в реестре поселений автономии 110 административных единиц. Следует, однако, подчеркнуть, что столь значительное сокращение поселений не означает такого же сокращения числа жителей ЕАО. За период с 1934 года оно увеличилось в пять раз.

История существующих ныне поселений кроме, пожалуй, одного - поселка Новый в Облученском районе - не представляет какой-то загадки. А вот это крошечное селение с числом жителей немногим более семидесяти человек таит в себе некоторую интригу.

Помнится, в 1962 году инструктор тогдашнего Облученского райкома КПСС Никита Кузнецов рассказал мне, что в глухой таежной местности по левому берегу Биджана уже 10 лет существует поселок, заселенный старообрядцами. Возник он как-то незаметно: сначала там было поставлено два-три жилых дома. Потом селение начало быстро расти, и районная власть дала ему незатейливое название - поселок Новый. Единственное, чем он отличался от всех остальных населенных пунктов района, да и области, - так это "ничейностью" его жителей. То есть они не входили ни в один трудовой коллектив, жили собственным укладом, и попытки районной власти организовать их в коллективное хозяйство успехом не увенчались. Старообрядцы категорически отвергали предложение организоваться. И лишь несколько лет спустя все они вошли отдельной бригадой в Облученский пчелосовхоз.

Новое подразделение этого хозяйства славилось отменными медосборами и просуществовало в этом качестве до ликвидации базового пчелосовхоза в начале 90-х годов. Несмотря на замкнутость образа жизни и поголовную религиозность, что шло вразрез с тогдашними идеологическими установками, старообрядцы не были отчуждены от общественной жизни района. В поселке были открыты магазин, фельдшерский пункт, дети получали начальное четырехклассное образование. Его давал им кто-то из самых образованных старообрядцев. Вблизи поселка была устроена взлетно-посадочная площадка для самолетов малой авиации, которые приземлялись здесь 2-3 раза в неделю. Правда, дороги на "большую землю" из Нового не было еще более двадцати лет, если не считать зимника, соединявшего Новый с поселком Биракан с декабря по конец марта.

Конечно, старообрядцы Нового не появились невесть откуда. Первые из них прибыли на территорию будущей области еще в 1858 году в составе казачьих команд, заложивших тогда на среднем Амуре 18 первых станиц. Старообрядческие казачьи семьи позже селились по станицам Козулиха, Новотроицкая, Биджан. Сейчас нет возможности назвать число старообрядцев, живших на территории ЕАО до установления на Дальнем Востоке советской власти. Вероятно, их было не более 100-150 человек. К началу 50-х годов компактно сохранилась старообрядческая община в селе Кайлан. Оно находилось в ту пору в десяти километрах от урочища, в котором был основан поселок Новый. В него и переселились все старообрядцы-кайлановцы, а сам Кайлан, обезлюдев, был ликвидирован.

Поселок Новый стал расти, пополняясь приезжими старообрядцами с севера Хабаровского края, Сибири и даже Казахстана. Между старообрядческими общинами всегда была связь, которая, кстати, сохраняется и поныне. К примеру, парни из Нового "выписывают" себе невест из общин единоверцев других регионов. Девушек из Нового берут в жены ребята из других дальних общин. Правда, нередки случаи создания смешанных семей из "мирских" и старообрядцев.

Следует особо подчеркнуть, что сами жители Нового называют его так лишь в переписке, а также в официальных документах. В момент основания они назвали его Кабала, так и называют до сего времени не только сами старообрядцы, но и жители Биракана, Теплых Ключей, Теплоозерска, Известкового, Облучья… Впрочем, ничего общего со старинным понятием "кабала" (угнетение, неволя, рабская зависимость) не имеет. Поселок Новый был основан в километре от речушки Кабала (или Кабалинка). А происходит ее название от двух нанайских слов: "Каб" - одно из мужских нанайских имен, "ал" - горбоносый. Следовательно, когда-то жил здесь горбоносый гольд (нанаец), чем, видимо, и выделялся среди своих сородичей с вогнутыми, как правило, переносицами. Старообрядцы пришли в урочище с этим названием, да так и закрепили его за своим селением.

Автору этих заметок довелось познакомиться с его жителями более сорока лет назад. В Новом бывал много раз, подружился с некоторыми его обитателями. Помню, был удивлен такой картинкой. Заехав на "уазике" на широкую улицу поселка, первыми увидели мальчика и девочку лет семи-восьми. Был июль. Малыши шли босиком и были одеты как-то непривычно для нас: девчушка - в сарафанчике и белом платочке, мальчик - в домашнего пошива штанишках и в рубашке - косоворотке навыпуск, перетянутой цветным шнуром опояски. Приблизившись к машине, дети поклонились нам в пояс и поздоровались, с любопытством рассматривая приезжих людей. Такого не то что в городе, но и в мирской деревне сейчас не увидишь.

Старообрядцы сохраняют с детства не только приветливость и уважение к незнакомым людям, но и другие качества, которых нам явно недостает. Они не курят, никогда не ругаются матом, среди них не бывает алкоголиков (за редчайшим исключением). Они сызмальства в труде, в каждом дворе Нового по несколько голов скота, лошади, большие огороды, семейные пасеки. Мужчины - отменные охотники и рыбаки, женщины - работящие, чистоплотные домохозяйки. Мужчины, само собой, не бреют бороду и усы, большая часть из них - кряжистые, физически сильные люди. Еще они не смотрят телевизор, хотя и имеют такую возможность. Но когда после 90-х годов наступила "свобода слова и изображений", община исключила телевидение из обихода. Можно это оценивать кому как заблагорассудится, но старообрядцы так решили, и это их право оберегать своих детей от растления и бездуховности. Что касается отношения к власти, то во все времена, начиная от реформ Русской православной церкви середины XVII века, когда из нее вышли старообрядцы, и до сего дня, то она, эта власть, по их убеждению, от Бога. Поэтому старообрядцы никогда не выступали с оружием против российских властей, предпочитая мирской жизни скиты или небольшие поселения в малолюдных или вообще безлюдных местах. В то же время они не уклоняются от службы в Вооруженных силах, учатся в обычных общеобразовательных школах, не особо стремясь обязательно попасть в вузы, предпочитая жить обычаями отцов и дедов. С Русской православной церковью старообрядцы находятся в добрых отношениях, себя они также считают православными.

За шестьдесят лет после основания старообрядческая община Кабалы-Нового могла бы вырасти значительно - в ее семьях, как правило, много детей. Однако современная жизнь вносит свои изменения. Тех же детей надо учить не только до четырех классов, как это делается в поселке, а дать возможность закончить хотя бы среднюю школу. Поэтому из общины какая-то часть жителей выселилась, главным образом, в Биракан, другие выехали к своим единоверцам и родственникам на ту же реку Амгунь в Хабаровском крае, в Сибирь, Казахстан. Вероятно, этот процесс будет продолжаться и впредь.

Сама жизнь в поселке не застыла в каком-то дальнем времени. В нем есть дизельная и ветряная электростанции, бытовые электроприборы, спутниковые таксофоны, тракторы, автомобили различных марок - от тяжелого "Урала" до японских легковушек.

Быт общины тесно связан с тем же Бираканом, Биробиджаном, Облучьем… Они ведут практически натуральное хозяйство, а полученную продукцию - мед, картофель, овощи, мясо, кедровые орехи, другие дикоросы - приходится возить за пределы поселка, в том числе в Хабаровск. В Новом сейчас нет ни магазина, ни медицинского пункта. Без всего этого жители поселка как-то обходятся, не могут понять лишь одного: почему 18-километровая дорога, которая соединяет Новый с автономной дорогой на Биракан, уже много лет не знает ремонта и ухода. Будь она нормальной для проезда в любое время года, наверняка поселок был бы многолюдней.

Источник: http://www.gazetaeao.ru/gazetiy/birobid ... adcev.html

Аватара пользователя
Tramp
Он живет тут
Сообщения: 3266
Зарегистрирован: 14 сен 2010, 23:33

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Tramp » 20 апр 2014, 19:05

В планах посещение пещеры Старый Медведь. Почему так называется расскажу вечером у костра :wink: А еще там живут летучие мыши...
Вложения
barikana-2.jpg
20130401-213118.JPG
20130401-213118.JPG (58.88 КБ) 2054 просмотра
20130401-213216.JPG
20130401-213216.JPG (52.96 КБ) 2054 просмотра
IMG_0508.JPG
IMG_0508.JPG (57.02 КБ) 2054 просмотра

Аватара пользователя
Tramp
Он живет тут
Сообщения: 3266
Зарегистрирован: 14 сен 2010, 23:33

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Tramp » 20 апр 2014, 19:37

Из поселений призраков у нас в плане прииск Ермаковский
58245211.jpg
58245211.jpg (53.54 КБ) 2035 просмотров
58245167.jpg
58245167.jpg (43.41 КБ) 2035 просмотров
и военный аэродром Бирофельд
0_913e2_fa714c4c_XL.jpg
0_913e3_ea9134b1_XL.jpg
0_96e1e_f4550260_XXXL.jpg

Аватара пользователя
bos
Новичок - резкий, как газ
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 02 окт 2008, 11:34
Откуда: Хабаровск

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение bos » 20 апр 2014, 20:38

:up:

dma
Новичок - резкий, как газ
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 02 сен 2013, 22:23

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение dma » 20 апр 2014, 21:29

"посещение найденного совсем недавно места крушения советского военного самолета времен второй мировой войны."
интересно. Это этот, нет?Wikimapia

Аватара пользователя
Tramp
Он живет тут
Сообщения: 3266
Зарегистрирован: 14 сен 2010, 23:33

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Tramp » 20 апр 2014, 21:54

Источник: http://www.gazetaeao.ru/gazetiy/birobid ... polet.html

Прерванный полет

В области продолжается работа по идентификации найденных недалеко от Бирофельда останков советского летчика и его боевого самолета
Биробиджанская звезда - 54(16864) 04.08.2010


Короткие сообщения об этой авиакатастрофе уже появились в местных средствах массовой информации. Множество фрагментов найденного самолета сегодня хранит Сергей Тимофеевич Минко, руководитель регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов “Боевое Братство”. Наша газета рассказывает о подробностях находки.

Беседуем в рабочем кабинете Сергея Минко. Говорю ему:

- Я как прочитал короткую заметку в газете, почему-то сразу подумал, всплыло в памяти, что самолет, не исключено, с того самого аэродрома, о котором лет так пятьдесят назад рассказывал мне отец. По его словам, в этом месте, по правую сторону от шоссе, как ехать в Бирофельд, в годы Великой Отечественной войны располагался полевой аэродром. Возможно запасной. Поскольку слышал, был такой и в Бирофельде. Место приметное даже для наблюдений с воздуха – невдалеке от дороги высится одинокая скала. В народе ее называют камнем Мономаха.

… Ждем журналиста еженедельника «Ди Вох» Олега Котова. (Сергей Тимофеевич предложил рассказать историю находки сразу для двух газет: чем больше людей о ней узнают, тем больше шансов, что кто-то откликнется).

- К тому же Олег служил в авиации. Может быть, и тип самолета сразу определит. По моим предположениям, обломки, скорее всего, от истребителя И-15 или И-16, - говорит Сергей Минко.

Заходим в комнату-музей, что рядом с его кабинетом. Вижу груду искореженных обломков, деталей из ржавого металла и окисленного дюраля. Клёпка в некоторых местах не заводская, использовали даже обыкновенные винты. Пожалуй, самолет был не новый.

- Это все, что удалось вынести на себе, килограммов пятьдесят. Вот фрагмент какой-то плоскости самолета, скорей, элерона. Нашли на ровном месте. От него, в метрах где-то двухстах, лежал череп человека. Взрыв был сильным. Посмотрите, как оплавился металл, машина горела, - говорит Сергей Тимофеевич и показывает детали приборов, двигателя, кабины самолета. Рассматриваем стальной баллон, сантиметров сорок по длине и порядка двухсот миллиметров в диаметре. Судя по его массивному корпусу, в ресивере были или сжатый воздух, или какая-то жидкость под давлением. Слышно, что в нем и сейчас что-то шумит.

Присматриваюсь к другим находкам: поржавевшие пули винтовочного калибра, полуистлевшие гильзы от патронов. Такое оружие устанавливали на И-15, И-16.

- Похоже, калибр семь шестьдесят два, возможно, от пулемета или личного оружия, - комментирует Сергей Минко.

Вижу распределительный вал от восьмицилиндрового двигателя. Шестерня целая, кулачки лишь с легким налетом ржавчины – знать хорошая сталь. В картонном ящике - мелкие остатки каких-то приборов, кусок электропроводки, детали, назначение которых не знаю.

- А это что?

- Обломок специального стекла, от фонаря кабины пилота, - говорит Сергей Тимофеевич.

В руках у меня малоприметный, размером с фотографию на документы, черный тонкий обломок пластмассы. Он сохранил какие-то буквы. С трудом вслух читаю: «завод имени Козицкого, 1938 год».

- То есть самолет выпуска, возможно, 1938 года, - размышляет также вслух Сергей Минко.

- А воронку нашли?

- Нашли. И в ней всю основную массу металла.

– Глубокая?

- Около метра. И в диаметре несколько метров.

Задумывается. Может быть, самолет упал в 45-м году в связи с ведением боевых действий по разгрому Квантунской армии, или это часть другой нашей истории. Будем разбираться.

Подходит Олег Котов. Он говорит, что по найденным фрагментам самолета не может определить его тип, слишком старая модель. В армии сейчас совершенно другая техника. По его словам, аэродром в Бирофельде ликвидировали где-то лет десять-пятнадцать назад. Его позывной был «Горняк». Знает, что в области живы люди, которые служили на этом аэродроме. Может быть кто-то отзовется и прольет свет на давнюю историю?

Мы слушаем историю находки самолета. Оказывается, его фрагменты были обнаружены еще в 2009 году.

- В Бирофельде живет парень, Антон Хуторной. В прошлом году его призвали служить в армию. Примерно за неделю до отправки в часть он побывал в экзотическом месте, его называют камень Мономаха. (Туда многие ребята из Бирофельда ходят). Когда возвращался, где-то в полутора километрах от шоссе Биробиджан – Бирофельд, обнаружил следы катастрофы. Увидел различные металлические части, в основном дюралюминиевые. Нашел фрагмент фюзеляжа, или крыла самолета, затем место, где он упал, и метрах в двухстах от воронки обнаружил фрагменты человеческого тела (череп). Не знаю, по какой причине Антон никому о своей находке не сказал. Тут его призвали в армию. Служил он в морской пехоте, на Камчатке. Причем служил в подразделении спасателей. Может быть, сама служба навела его на мысль: надо бы поделиться информацией о трагедии, - рассказывает Сергей Минко.

- Месяц назад он уволился в запас и сообщил о находке своему дяде Юрию Пискунову, в прошлом пограничнику. Он служил в нашем погранотряде. Сейчас живет в Биробиджане, работает в службе судебных приставов. Он на следующий же день позвонил мне и сказал, что есть такая-то информация. Пришел ко мне и подробно поведал обо всем, что ему было известно со слов племянника.

- Дальнейший ход событий таков, каким и должен был быть: я обратился к начальнику управления внутренних дел области. Написал официальное письмо с просьбой создать оперативно-следственную группу с выездом к месту катастрофы самолета. В субботу, 24 июля, группа, в которую входили кроме Антона Хуторного криминалисты, эксперт, следователи, представители ФСБ, МЧС, военной прокуратуры, прибыла на 34-й километр Бирофельдского шоссе, и затем, уточнив, что будем делать, выдвинулись через мари, болота, рёлочки к месту падения самолета. Воронку от взрыва нашли почти сразу, долго не блуждали. Задача была – найти останки летчика.

- Вы понимаете, что человеку, один раз увидевшему это место в лесу, через год сложно вспомнить его точно. И, конечно, парень долго не мог определиться, где все-таки лежат останки пилота. У нас даже закрались сомнения, а был ли летчик?.. Ходили вокруг да около минут 30-40. Все уже заросло. Оказывается, есть научная методика о том, как помогать свидетелю вспомнить то, что он видел. Талантливый наш криминалист Александр Драбкин (он был в составе группы) изучил и впервые применил на практике эту методику. Он попросил нас всех отойти в сторону, метров на 20-30. Мы отошли. Затем он и Антон о чем-то говорили, ходили, смотрели. И минут через 20 Антон точно указал место останков пилота, хотя из-за травы видно ничего не было.

По предварительным выводам эксперта, который исследовал останки, будем считать, пилота, это был мужчина в возрасте примерно 30-35 лет, среднего роста, европейского типа. (Отпадает версия, что это японец или китаец). Физически человек был достаточно здоровым, все зубы оказались целыми. Редкий случай. Останки человека пролежали в земле от 60 до 70 лет. То есть можно датировать катастрофу от 40-го до 50-го года прошлого века.

Сергей Минко говорит, что у него есть знакомый человек, который поможет установить тип самолета. Далее в архиве Минобороны следует запросить всю информацию о катастрофах этих самолетов в указанный период. Не исключено, что по архивным сведениям можно будет узнать имя, отчество, фамилию пилота. В области живут люди старшего поколения, которые, может быть, что-то знают, слышали об этих событиях. Просьба ко всем откликнуться, помочь в расследовании трагедии. Она случилась в нашей области. И надо, чтобы люди о ней знали. Если удастся установить фамилию, имя погибшего пилота, то обязательно попытаться разыскать родственников, чтобы и они знали: человек не без вести пропал, а погиб. Останки его, как и подобает в таких случаях, следует нормально захоронить.

Аватара пользователя
Boyara
Он живет тут
Сообщения: 9873
Зарегистрирован: 13 ноя 2007, 16:48
Поблагодарили: 1 раз

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Boyara » 20 апр 2014, 23:04

Tramp писал(а): 38 небольших мостов, отверстием от 1 до 5 сажен
это про ширину речь?

зы: весна пришла

Аватара пользователя
Tramp
Он живет тут
Сообщения: 3266
Зарегистрирован: 14 сен 2010, 23:33

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Tramp » 21 апр 2014, 06:35

Boyara писал(а):
Tramp писал(а): 38 небольших мостов, отверстием от 1 до 5 сажен
это про ширину речь?

зы: весна пришла
:roll: перевод сажень-метр от 2-х до 10 метров, к тому-же нас 12 человек и мы на квадрах. Два бревна под рычаги + лебедка = мост. Средняя скорость подмотки 3 м/мин. 5 мин на квадр, час на группу. Первые сразу уходят дальше... Одним словом процесс отработан, но ранняя весна это тоже плюс. Снег остался только на самых вершинах, а вот наледи в ручьях еще не растаяли что тоже должно нам помочь. Да и это :D ... мы за приключениями и трудностями :up:

Горилла
Прописавшийся
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 23 май 2010, 16:41
Откуда: Хабаровск

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Горилла » 21 апр 2014, 13:45

А случаем карты этой дороги нет? Я вот поглядел и не пойму где они через Биру на Надеждинское переправлялись...

Аватара пользователя
Tramp
Он живет тут
Сообщения: 3266
Зарегистрирован: 14 сен 2010, 23:33

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Tramp » 21 апр 2014, 15:03

Горилла писал(а):А случаем карты этой дороги нет? Я вот поглядел и не пойму где они через Биру на Надеждинское переправлялись...
Между Русской Поляной и Надеждинским через Биру вероятнее всего был паром.

Горилла
Прописавшийся
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 23 май 2010, 16:41
Откуда: Хабаровск

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Горилла » 21 апр 2014, 15:15

Вообще странно, до Биры от Волочаевки дороги кроме поганичной КСП невидно. Либо КСП делали по этой дороге, либо та дорого попросту заросла (немудрено за 100 лет). После биры от Надеждинского до Чирков идет заростающая грунтовка:
Изображение
может это она...

Аватара пользователя
Tramp
Он живет тут
Сообщения: 3266
Зарегистрирован: 14 сен 2010, 23:33

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Tramp » 21 апр 2014, 16:01

КСП проложена по этой дороге только частично, остальное идет по марям в сторону Хабаровска. А по ЕАО до Хингана выглядела так:
Колдесуха.jpg

Аватара пользователя
Tramp
Он живет тут
Сообщения: 3266
Зарегистрирован: 14 сен 2010, 23:33

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Tramp » 22 апр 2014, 07:48

План маршрута:
День 1
Старт из Хабаровска до Биробиджана. Те кто идут с прицепами заезд в город - машины на стоянку, разгрузка квадров. Те, кто своим ходом дальше по федералке, встреча на западном выезде из города, точка N 48 53,613 E 132 49,907. Далее общей колонной 100 км асфальта до пос. Биракан. Последняя заправка в цивилизации пос. Бира или пос. Известковый. Заправка - полный бак + 40-50л с собой. Заход на маршрут через пос. Биракан. От поселка 32 км по гравийке и таборимся в районе пещеры. Пробег за день 335 км.

День 2
Посещение со спуском в пещеру Старый медведь, при желании квадро-пешеходная прогулка и осмотр входов в другие пещеры района (без спуска, т.к. требуется работа со снаряжением). Переезд 35 км в поселок староверов Новый. Знакомство с бытом и укладом жизни староверов. Ночевка на берегу реки Биджан. Рыбалка.

Продолжение следует

Аватара пользователя
Tramp
Он живет тут
Сообщения: 3266
Зарегистрирован: 14 сен 2010, 23:33

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Tramp » 22 апр 2014, 09:09

День 3
С утра выдвигаемся в сторону Амурского почтового тракта. Обед на берегу Правого Биджана, км через 40 после старта. Возможность покидать удочку, для желающих подняться на ближайшую сопку обозреть окрестности, съемка видео с квадрокоптера. Далее выход на царскую дорогу еще 20 км и движение по ней в северо-западном направлении. Осмотр заброшенного селения и лагеря строителей дороги Ашикан и выход к заброшенному прииску Ермаковский 25 км. Общий пробег за день 85 км.

Аватара пользователя
Tramp
Он живет тут
Сообщения: 3266
Зарегистрирован: 14 сен 2010, 23:33

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Tramp » 22 апр 2014, 09:20

День 4
Прохождение участка "Амурской колесухи" по Хингану в юго восточном направлении с осмотром мест поселения строителей дороги. Ночевка в верховьях речки Луговой. Пробег за день 55 км. Технически сложный участок с давно разрушенными мостами много ручьев, прохождение перевала на хребте Помпеевский.

Аватара пользователя
Tramp
Он живет тут
Сообщения: 3266
Зарегистрирован: 14 сен 2010, 23:33

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Tramp » 22 апр 2014, 10:35

День 5
Возвращение по своим следам и выход к реке Помпеевка 50 км. Полудневка, отдых, баня, обслуживание техники, рыбалка.

Аватара пользователя
il110
Он живет тут
Сообщения: 1340
Зарегистрирован: 28 фев 2012, 16:48
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 5 раз
Контактная информация:

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение il110 » 22 апр 2014, 10:47

Ребята, даты озвучьте плз, работу стыкануть

Аватара пользователя
Tramp
Он живет тут
Сообщения: 3266
Зарегистрирован: 14 сен 2010, 23:33

Re: "Амурская колесуха" или Хинганский крест на квадроциклах

Непрочитанное сообщение Tramp » 22 апр 2014, 10:52

День 6,7
Прорыв на юг в сторону поселка Столбовое. Технически сложный участок - старые заброшенные лесовозные дороги, смытые мосты, участки марей. Общее расстояние около 70-80 км. Из них сложных около 50 км.

Рекламное агентство Хабаровск
Рекламное агентство Хабаровск
Ответить

Вернуться в «Квадроциклы»