Российский Национальный антитеррористический комитет (НАК) намерен создать систему контроля над передвижением автотранспортных средств на территории страны, сообщил во вторник председатель НАК, директор ФСБ РФ Николай Патрушев. Механизм применения этой системы в антитеррористических мероприятиях рассмотрен на последнем заседании комитета.
«Одним из важных элементов комплекса профилактических мер противодействия терроризму является создание системы контроля над передвижением автотранспортных средств на территории России», – сказал Патрушев, выступая во вторник на заседании НАК в Москве, сообщает РИА «Новости».
Как именно будет работать такая система, пока не раскрывается. Вариант с установкой на каждый автомобиль радиопередатчика или какого-либо другого сигнального устройства слишком нецелесообразен: во-первых, это создаст прецедент для протеста против «тотальной слежки», во-вторых, такое устройство можно будет собственноручно устранить или вывести из строя.
Корреспонденту газеты ВЗГЛЯД удалось узнать от источников в ФСБ, что в основу новой системы контроля, возможно, будет положена технология системы слежения «Поток», широко применяемая ГИБДД.
Мобильная система «Поток» состоит из видеокамеры и ноутбука с базой данных. Радар, установленный на автомобиле сотрудников Госавтоинспекции, считывает номер автотранспортного средства. Система устанавливается за 200–300 метров от поста, и, если номер проезжающей машины совпадает с номером нарушителя, зафиксированным в базе, инспектор получает сигнал. После этого сотрудник сообщает номер на пост, а оповещение занимает несколько секунд.
Как поясняют специалисты, если ГИБДД применяет систему «Поток» автономно и мобильно, то для целей, поставленных НАК, придется объединять сканирующие компьютеры в единую централизованную сеть. Для этого придется более активно, чем в случае с ГИБДД, задействовать различные каналы связи: спутниковый, оптический, Интернет, GPS – в зависимости от того, какой из них наиболее доступен в данный момент в той или иной местности.
Главный инженер одной из радионавигационных компаний Владимир Василенко в интервью газете ВЗГЛЯД отметил, что «если эта система будет использовать технологию спутниковой навигации, то внедрить её довольно легко. Сейчас подобные приборы стоят порядка 500 долларов. Но, с другой стороны, такие системы легко блокируются самим наблюдаемым, если, конечно, знать, как».
Общаясь с корреспондентом ВЗГЛЯДа, Владимир Василенко сделал ещё одно предположение о технологиях работы создаваемой системы контроля над передвижением автомобилей. «Неплохо будет, если на придорожных столбах – как в населенных пунктах, так и на трассах – установят видеокамеры, как это делают во многих западных странах.
Причем это действительно полезно в плане антитеррора, поскольку обеспечивает слежение не только для за автомобилями, но и за всем вообще. Только, учитывая зарубежную практику, надо, чтобы картинка с этих камер была доступна любому пользователю Интернета».
С последней сентенцией согласен писатель и журналист Денис Яцутко, известный в Интернет-блогах своими политическими памфлетами.
«Давно пора создать такую систему. Только чтобы эта информация не стала потенциальным инструментом недобросовестных манипуляций и шантажа, свободный бесплатный доступ к ней должен иметь любой гражданин в любой момент времени. Если сделать так, мир станет честнее и лучше», – заключил Яцутко в беседе с корреспондентом ВЗГЛЯДа.
В принципе, это только два положительных отзыва на новость о том, что надо создавать подобную систему контроля. Большинство собеседников корреспондента газеты ВЗГЛЯД, среди которых были люди разных возрастов и профессий (причем не обязательно автомобилисты), высказывались категорически против.
«Это вторжение в частную жизнь», – сказал один из них. «Попахивает нарушением конституционных прав граждан», – дополнил другой. «Всякая слежка вызывает неприятные ассоциации с тоталитарной сталинской эпохой», – заключил третий респондент.